Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель является экспертиза ДТП, которую зачастую разнолико называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из данных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет тому назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей, следователей продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс исследования, без уточнения конкретного вида экспертизы.

Из-за столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в практике часто рождаются ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где присутствуют «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), поступают материалы дела, где требуются познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

И тогда возникает ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без должного исполнения, в результате чего установленные сроки дела затягиваются из-за элементарной неграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части, обочин;

• состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности необходимого восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• установление значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение автомобиля и других объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и иных участников по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неправильное расположение дорожных знаков, отсутствие нужных дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги и иные негативные особенности ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить все материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

Кстати, в ситуациях, где основным обстоятельством ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент происшествия.